Почему типографика имеет значение?

Типографика важна, потому что позволяет читателю обратить внимание на ваш текст.

Внимание ― это дар читателя. Это бесценный дар. Но временный.

Утратили внимание читателя ― лишились его навсегда. Тогда вы становитесь писателем только в узком смысле этого слова. Да, вы поместили слова на страницы. Но, если читатель разочаровался, то какой смысл? Чем ваш написанный текст ценнее случайного набора символов? Никто не заметит разницы, как пресловутое упавшее дерево в лесу.

К сожалению, писатели не бояться остаться без внимания читателя. Вместо того чтобы обращаться с ним как с бесценным даром, они используют его как неисчерпаемый ресурс: «У меня будет достаточно внимания. И если я захочу больше, у меня будет больше».

Что более самонадеянно? Или опасно?

— 1 —

Писать, как будто вы имеете неисчерпаемый ресурс очарованных читателей ― самонадеянно, потому что читатели не делают вам одолжение. Велика вероятность, что чтение вашего текста не их хобби. Это их работа, которая включает в себя просмотр большого количества других подобных работ.

Пойдём ещё дальше. Многие читатели ищут причину, чтобы прекратить чтение. Не со злым умыслом или безучастно. Они стараются быть рациональными. Если у читателя есть другие варианты провести время, почему он должен уделить больше внимания вашему тексту, чем это минимально необходимо? Читатель всегда ищет повод уйти.

— 2 —

Писать, как будто у вас есть неисчерпаемый ресурс очарованных читателей ещё и опасно, потому что ускользающее внимание читателя фатально для вашей писательской деятельности.

Цель любого профессионального текста ― убедить читателя; и внимание ― необходимое условие для этого. Если читатель не сосредоточен, то у вас нет ни единого шанса убедить его. Вы просто декламируете монолог в пустом театре.

Кому вы отдаёте предпочтение, когда читаете: тому, кто тянет кота за хвост или переходящему сразу к сути? Вы не должны ожидать больше внимания как писатель, чем уделяете как читатель.

Если вы верите, что внимание читателя ― ценный ресурс, значит, инструменты, которые помогают сохранить его, также важны. Типографика является одним из таких инструментов.

Хорошая типографика помогает читателю сосредоточиться на смысле текста и не тратить усилий на механику чтения. И наоборот, плохая типографика может отвлечь читателя и сорвать вашу попытку донести послание.

Нельзя утверждать, что качество вашей типографики важнее, чем текст. Это не так. Но типографика сделает хороший текст ещё лучше.

Рассмотрим собеседование. К назначенному дню вы потратите много времени практикуя ответы на возможные вопросы. Но разве вы пойдёте на интервью в купальнике и шлёпках? Нет, конечно нет. Вы наденете одежду, подходящую для рабочего места. А когда вы говорите с интервьюером, вы сутулитесь в кресле и бормочите что-то себе под нос? Нет, конечно нет. Вы говорите чётко и уверенно.

Вы делаете эти вещи, потому что вы понимаете, как и все мы, действие невербального общения. Другие делают вывод о нас основываясь и на том, что мы говорим, и как мы это делаем.

То же самое и с печатным текстом. У него был посыл, а затем всё, что было столь важно поместили в 12-й кегль Times New Roman. И вот это может быть эквивалентом бормотанию себе под нос. Хорошая типографика в письменном документе так же важна, как и хорошие разговорные навыки во время собеседования.

«Но у меня нет навыка визуализации. Я ничего не знаю о графическом дизайне». Это звучит так, как будто вы не можете одеться для собеседования, потому что ничего не понимаете в моде.

Легко научиться создавать качественную типографику. Вам только нужно сформировать мнение о типографике. И каждый чтец, даже малец, может понять это.

Не убеждены? Попробуйте лакмусовый тест типографики.


Источник: Butterick’s practical typography