Как выглядит хорошая типографика?

Хорошая типографика усиливает значение текста.

Читатель воспринимает текст, опираясь на несколько основных слов. (Петиция должна быть отклонена по трём причинам). Иногда тексту необходимо проинструктировать читателя (Отобразите результат в ячейке А5 и посчитайте общую сумму в ячейке В9). Другие текстовые послания предупреждают и предостерегают (Осторожно, белки; Ограничение скорости 50). В любом случае хорошая типографика поддерживает и усиливает значение. Хорошая типографика делает текст более действенным.

Из этого следуют три дополнительных утверждения:

— 1 —

Хорошая типографика определяется тем, насколько она усиливает значение текста, а не абстрактной шкалой измерения. Типографическое решение для одного текста необязательно будет работать для другого.  Хороший типограф не полагается на автоматическое решение. Один и тот же типографический выбор не подходит для всего.

— 2 —

Для этого текста есть множество одинаково подходящих типографических решения. Типографика не математическая задача, где только один ответ верный.

— 3 —

Ваша способность создавать хорошую типографику зависит от понимания задач текста, а не от вкуса и визуальной тренировки.  Если вы неправильно поняли смысл текста, хорошая типографика будет зависеть от банального везения.

Проясним третий пункт. Типографика визуальна, поэтому легко предположить, что это художественная или эстетическая составляющая. Но это не так. Типографика, в первую очередь, утилитарна.

Хорошая типографика измеряется утилитарным аршином.

Типографика, которая эстетически приятна, но не усиливает значение, является провальной. Типографика, которая усиливает значение текста, но эстетически неприятна, определённо успешна.

Означает ли это, что эффективная типографика может быть уродлива? Конечно. Иногда уродливое лучше, чем красивое.

Посмотрите на дорожные знаки:

Дорожный знак Дорожный знак

Шрифт, используемый на втором знаке, можно было бы назвать более «изящным», чем стандартный дорожный шрифт. Но дорожный знак имеет особое назначение: должна быть возможность прочесть его быстро, издалека, под странным углом, при плохом освещении и любой погоде. Шрифт для дорожных знаков остаётся читаемым при всех этих условиях. Это пример хорошей типографики, потому что она усиливает значение написанного.

Шрифт мог быть и покрасивее, но в этом контексте, это плохая типографика, потому что не решает задачи. И наоборот, дорожный шрифт смотрелся бы просто ужасно на свадебном приглашении, где уместнее выбрать изящный шрифт.

Соответствующий пример:

типографика пример

Здесь одинаковый шрифт используется во всех трёх вариантах знака. Но первые два знака не доносят послание — ограничение скорости составляет 75, потому что типографика подрывает значение текста. Наиболее важным элементом является число 75. Также важным является подпись об ограничении скорости. Только третья версия наиболее сбалансирована. Это единственный пример хорошей типографики из трёх вариантов.

Используйте этот принцип в вашей типографической работе. Преимущество в том, что для применения утилитарных стандартов не потребуется художественное видение. Поверьте, если вы только начинаете в типографике, вы будете делать уродливые работы. Не волнуйтесь. Если это некрасиво и эффективно, то — это прогресс.


Лучшая типографика незаметна — популярная, но ошибочная точка зрения. Это идея восходит по меньшей мере к эссе «Хрустальный бокал» Беатрис Уорд и пользовалась недавней модой среди дизайнеров, желавших быть в тренде.

Ошибочная? Она не выдерживает никакой критики. Как мы выяснили в что такое типографика: написанное слово не может существовать без типографики. И как определили в почему типографика имеет значение и лакмусовый тест типографики: типографика всегда влияет на то, как мы интерпретируем документ.

Когда люди говорят, что хорошая типографика незаметна, это значит, она должна быть подходящей, уместной; другими словами, она должна усиливать значение текста. С этим нельзя не согласиться. Но слово «незаметна» вводит в заблуждение, как будто типографика должна раствориться или исчезнуть. А на самом деле наоборот.


Источник: Butterick’s practical typography