Уни Шрифт Как оживляли Универсальный Гротеск

Дизайнер, преподаватель и основатель компании Typotheque Петер Билак (Peter Bilak) делится историей возвращения к жизни шрифта, который стал неотъемлемой частью детства. Он родился в Чехословакии, где на тот момент повсюду был распространён один шрифт — Универсальный Гротеск (Universal Grotesk). Петеру пришлось сильно постараться, чтобы дать шрифту новую жизнь, ведь казалось, что Универсальный Гротеск возник ниоткуда.

Я помню, как глядел на обложку этой книги каждый вечер перед сном. Мне было, возможно, 13 или 14, и я совсем не знал, кем был Франц Кафка, но эта книга со странным «f» привлекла моё внимание.

Кафка Процесс

Такого рода детали продолжали цеплять меня, и всё больше знакомившись с буквенными формами и типографикой, ко мне пришло понимание, что буква f с нижним выносным элементом — довольно распространённое явление. В частности, этот шрифт, Универсальный Гротеск (Universal Grotesk), использовался очень часто в коммунистической Чехословакии, появляясь везде: от плакатов до дорожных знаков, от упаковок до газетных заголовков.

Примеры УниГротеска

Примеры Универсального Гротеска. Все лифты в Чехословакии, включая инструкции по эксплуатации оформляли с использованием Универсального Гротеска. Этот шрифт использовался на дорожных знаках в качестве нормативного шрифта в Чехословакии, а затем в Чехии и Словакии в 1990-е годы. До недавнего времени он являлся стандартным шрифтов для дорожных знаков в Словакии. В книгопечатании Универсальный Гротеск применялся с 1960-х до 1980-х годов. После прихода цифровых технологий этот шрифт практически исчез.

Несмотря на своё название, намекающее на шрифт Bauhaus’Universalschrift, его формы были далеко не универсальны. Это был причудливый геометрический шрифт без засечек, неровный и полный своеобразных деталей, таких как u и b, f с нижним выносным элементом, неравномерный цвет текста и странные пропорции (например, очень широкие, округлые е и b). Тем не менее это была такая вездесущая часть повседневной жизни, что я начал считать выносную f и u обыкновенными, а все остальные формы странными. Не удивительно, что Fedra Sans* (2001) также содержит f с нижним выносным элементом, но не как прямую отсылку на Универсальный Гротеск, а как признак бессознательных влияний из детства.

Универсальный Гротеск

Образец Универсального Гротеска, представленный Графотехой. Без даты.

Каким бы неуклюжим он ни был, Универсальный Гротеск по-прежнему в моём сердце, и я почувствовал, что ловкая современная адаптация станет полезным дополнением к моим нынешним работам, поэтому я начал исследование, ожидая, что этот шрифт широко задокументирован. Однако, о нём известно удивительно мало. Он был распространён компанией Графотеха (Grafotechna), конгломератом чехословацкой словолитни**, основанной в 1951 году, но по сути гораздо раннего происхождения. В каталогах этой компании нет упоминания имени оригинального дизайнера шрифта, ни даты публикации. Я смог найти информацию об Универсальном Гротеске только в энциклопедии о шрифтах Джасперт, Берри & Джонсон (Jaspert, Berry & Johnson), датирующейся 1922 годом. Это мог быть первый геометрический гротеск. Кто его автор? Когда? Где? Зачем?

Образцы шрифтов Графотехи из моей библиотеки не помогли, поэтому я обратился к историку дизайна по имени Отакар Карлас (Otakar Karlas), который является ходячей энциклопедией чешской типографики, но у него не было конкретной информации. Я сверился с другими старыми чешскими дизайнерами, как Франтишек Шторм (František Štorm) и Ян Солпера (Jan Solpera), все из которых, очевидно, были хорошо знакомы со шрифтом, но понятия не имели о его происхождении. Карлас предположил, что это, возможно, был частный чехословацкий дизайн, но немецкий дизайн, оказавшийся каким-то образом у Графотехи, нёс заметное сходство со шрифтом Erbar-Grotesk (компании Ludwig & Mayer, 1926), который также использовался на дорожных знаках в Германии. Ранее отпечатанный образец подтверждает это, так как чешские диакритические знаки плохо реализованы.

Erbar-Grotesk

Erbar-Grotesk — первый геометрический шрифт без засечек производства Ludwig & Mayer, и разработанный Jakob Erbar в 1922 году.

Я решил пойти по немецкому следу и написал электронное письмо Индре Купфершмид (Indra Kupferschmid), которая ответила тотчас же. «Он выглядит как Kristall-Grotesk от одной из моих любимых словолитен „Вагнер“ (Wagner)», — написала она. И в самом деле, Универсальный Гротеск выглядит как Kristall-Grotesk, за исключением нескольких альтернативных глифов***.

Согласно Индре Купфершмид, Универсальный Гротеск основан на матрицах компании «Вагнер & Шмидт» (Wagner & Schmidt) из Лейпцига, отлитый и продаваемый Norddeutsche Schriftgießerei в Берлине, и других словолитен таких как J. John Söhne в Гамбурге или C. E. Weber в Штутгарте. После 1945 года остатки «Вагнер & Шмидт» были объединены в Типоарт (Typoart). Графотеха в Чехословакии, должно быть, получила матрицы от них в 1950 году. После стольких лет, я наконец получил свой ответ!

Kristall-Grotesk

Kristall-Grotesk производства Вагнера и Шмидт в 1936-37 в Лейпциге.

В 2013 году я попросил Грвоя Живчица (Hrvoje Živčić) оцифровать сканы Универсального Гротеска от Графотехи образца 1960 года. Это, однако, было только началом проекта. Гарнитуры шрифтов того времени не соответствовали общему плану семейства шрифтов, предназначенных для совместного использования в работе, и Универсальный Гротеск не стал исключением. В версии Light, например, высота строчных знаков очень мала, серьёзно увеличивая тёмную массу, а курсив кажется пришедшим от иного, неподтверждённого дизайна, не имеющего отношения к прямому начертанию. Сокращённая версия, вероятно, наиболее полезное дополнение к семейству, весьма отличающаяся от стандартного стиля Универсального Гротеска в конструкции букв таких как b, G и W, и с более тонкими деталями и оптическими поправками.

Было ясно, что Универсальный Гротеск потребует значительных корректировок, и после экспериментов с пропорциями, мы решили увеличить высоту строчных знаков упрощённого образца. Я не только должен был отрегулировать пропорции почти каждой буквы, но также я должен был установить более систематические связи между всеми стилями.

до-после

Оригинальный образец Универсального Гротеска (ниже) имел странные пропорции. В цифровой версии Uni Grotesk создано оптическое соотношение между насыщенностью и шириной.

Как обычно, я работал с Николой Дьюрекем (Nikola Djurek) в финальной стадии дизайна, и вместе мы также разработали Display-версию по мотивам только версии заглавных букв Kristall-Grotesk.

unigrotesk-diplay

Uni Grotesk Display

Ни Универсальный Гротеск, ни Kristall-Grotesk не подходили для курсивной версии, поэтому Uni Grotesk Italic — это совершенно новый дизайн, основанный на прямом начертании.

Курсивная версия Универсального Гротеска

Курсивная версия Универсального Гротеска имеет разные насыщенность, пропорции, конструкции чисел и некоторых букв. Например, сравните буквы М или цифры 2 и 4.

Насколько повсеместным Универсальный Гротеск был, настолько он исчез, никогда не переходя от металла к цифровому виду. Наш новый Uni Grotesk (современная версия Универсального Гротеска) является усовершенствованным шрифтом с особенным центрально-европейским колоритом начала ХХ века, и хорошо подходит для современного использования. Uni Grotesk является новой шрифтовой гарнитурой с целью и предназначением, с геометрической структурой и элементарными формами букв, и с аккуратными деталями, которые придают этому гротеску уникальный характер.

Uni grotesk

Uni Grotesk и Uni Grotesk от Typotheque, 2016 год

* Fedra Sans — оригинальный шрифт Петера Билака.
** Словолитня — предприятие, разрабатывающее и выпускающее шрифты и другие типографские материалы, главным образом металлические. Термин происходит от старославянского «слово», означающего «буква». Википедия
*** Глиф — элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем (составной глиф), или только части графемы (например, диакритический знак). Википедия


Источник: ILT